Что такое МС ИСО 9000?
ИСО (ISO - International Organization for Standardization) - международная организация по стандартизации, разрабатывает стандарты в различных областях деятельности (интеллектуальной, научной, технической, экономической).
МС ИСО 9000 – серия (группа) международных стандартов (МС) в области Менеджмента качества.
Цель МС ИСО 9000 - создание эффективной системы управления организацией, направленной на достижение результатов, удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон (сотрудников, общества, государства).
Уникальность стандартов состоит в том, что они применимы для ЛЮБОЙ компании, производящей продукцию, оказывающей услуги или осуществляющей какую-либо деятельность (органы управления, министерства, образовательные учреждения, промышленные предприятия, аэропорты и т.д.)
В состав последней версии МС ИСО 9000 входят 4 основных стандарта.
МС ИСО 9000:2005 – Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
МС ИСО 9001:2008 – Системы менеджмента качества. Требования.
МС ИСО 9004:2009 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
МС ИСО 19011:2011 – Рекомендации по аудиту СМК и/или охраны окружающей среды
В МС ИСО 9000 отражен принципиально новый подход к деятельности: качество зависит не столько от результатов контроля готовой продукции/услуги (технического контроля), сколько от условий её производства (предоставления) и деятельности организации в целом.
Особенностью стандарта МС ИСО 9001:2008 является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления организацией (системе менеджмента качества, т.е. к СМК), которая в свою очередь обеспечивает требуемый и стабильный уровень качества продукции/услуг.
Терминология для СМК установлена в МС ИСО 9000:2005.
Качество – это способность различных характеристик продукции / услуги, удовлетворить требования потребителей (и/или других заинтересованных сторон).
Структура СМК
В структуру СМК, согласно МС ИСО 9001:2008 входят 4 основных блока (рисунок 1):
ответственность руководства,
менеджмент ресурсов,
процессы жизненного цикла,
измерение, анализ и улучшение.
Для создания СМК организации необходимо:
- идентифицировать основные процессы деятельности;
- установить последовательность и взаимодействие процессов;
- определить критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности, как работы, так и управления процессами;
- обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки работы и наблюдения за процессами;
- наблюдать, измерять и анализировать процессы;
- принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.
Рисунок 1 – Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе
Документирование СМК
Обязательным требованием стандарта МС ИСО 9001 является документирование СМК организации.
Документация СМК – комплект документов, необходимых для построения и поддержания в рабочем состоянии СМК.
Документация СМК должна быть представлена:
- документально оформленным заявлением о Политике и Целях в области качества;
- руководством по качеству;
- документированными процедурами:
- «Управление документацией»,
- «Управление записями»,
- «Управление несоответствующей продукцией»,
- «Внутренний аудит»,
- «Корректирующие действия»,
- «Предупреждающие действия»;
- документами необходимыми организации для эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
- записями.
Политика в области качества является основным документом системы. В Политике руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.).
Назначение СМК
СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей. При этом главная задача СМК — не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок приводящих к плохому качеству услуг.
Внедрение СМК позволяет достичь следующего:
- согласованности действий;
- стабильности;
- профессионализма;
- снижение брака;
- снижение потерь;
- обеспечения качества,
в итоге доверия потребителей.
Этапы разработки, внедрения и сертификации СМК
Процесс разработки и внедрение СМК включает следующие этапы:
- Принятие стратегического решения высшего руководства
- Создание рабочей группы
- Обучение рабочей группы
- Поэтапная разработка документации
- Внедрение документации
- Проведение внутреннего аудита
- Корректирующие и предупреждающие действия
- Анализ СМК со стороны руководства
- Выбор органа по сертификации
- Проведение сертификационного аудита и выдача Сертификата ISO 9001
- Проведение ежегодных наблюдательных аудитов
Для чего необходим сертификат?
Наличие сертификата ISO 9001 означает, что на предприятии внедрена система управления, ориентированная на удовлетворенность потребителя.
Сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2008 дает такие преимущества как:
- возможность работать на международном рынке, так как существует и постоянно растет перечень услуг/продукции, подлежащей обязательной сертификации;
- уверенность со стороны потребителей и других заинтересованных сторон в стабильности качества услуг/продукции;
- участие в тендерах;
- получение государственного / военного заказа;
- облегчение условийполучения лицензий / разрешений;
- привлечение инвестиций / кредитов;
- улучшение имиджа предприятия;
- реализация международных кредитов/инвестиций;
- рост эффективности деятельности предприятия.