Информация об СМК

Что такое МС ИСО 9000?

    ИСО (ISO - International Organization for Standardization) - международная организация по стандартизации, разрабатывает стандарты в различных областях деятельности (интеллектуальной, научной, технической, экономической).

    МС ИСО 9000 – серия (группа) международных стандартов (МС) в области Менеджмента качества.

    Цель МС ИСО 9000 - создание эффективной системы управления организацией, направленной на достижение результатов, удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон (сотрудников, общества, государства).

    Уникальность стандартов состоит в том, что они применимы для ЛЮБОЙ компании, производящей продукцию, оказывающей услуги или осуществляющей какую-либо деятельность (органы управления, министерства, образовательные учреждения, промышленные предприятия, аэропорты и т.д.)

В состав последней версии МС ИСО 9000 входят 4 основных стандарта.

—        МС ИСО 9000:2005 – Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

—        МС ИСО 9001:2008 – Системы менеджмента качества. Требования.

—        МС ИСО 9004:2009 – Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

—         МС ИСО 19011:2011 – Рекомендации по аудиту СМК и/или охраны окружающей среды

    В МС ИСО 9000 отражен принципиально новый подход к деятельности: качество зависит не столько от результатов контроля готовой продукции/услуги (технического контроля), сколько от условий её производства (предоставления) и деятельности организации в целом.

Особенностью стандарта МС ИСО 9001:2008 является то, что он предъявляет требования не к качеству продукции/услуг напрямую, а к системе управления организацией (системе менеджмента качества, т.е. к СМК), которая в свою очередь обеспечивает требуемый и стабильный уровень качества продукции/услуг.

Терминология для СМК установлена в МС ИСО 9000:2005.

Качество – это способность различных характеристик продукции / услуги, удовлетворить требования потребителей (и/или других заинтересованных сторон).

 Структура СМК

В структуру СМК, согласно МС ИСО 9001:2008 входят 4 основных блока (рисунок 1):

—        ответственность руководства,

—        менеджмент ресурсов,

—        процессы жизненного цикла,

—        измерение, анализ и улучшение.

Для создания СМК организации необходимо:

  • идентифицировать основные процессы деятельности;
  • установить последовательность и взаимодействие процессов;
  • определить критерии и методы, необходимые для обеспечения эффективности, как работы, так и управления процессами;
  • обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки работы и наблюдения за процессами;
  • наблюдать, измерять и анализировать процессы;
  • принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения процессов.

Рисунок 1 – Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе

Документирование СМК

Обязательным требованием стандарта МС ИСО 9001 является документирование СМК организации.

Документация СМК – комплект документов, необходимых для построения и поддержания в рабочем состоянии СМК.

Документация СМК должна быть представлена:  

  • документально оформленным заявлением о Политике и Целях в области качества;
  • руководством по качеству;
  • документированными процедурами:
    • «Управление документацией»,
    • «Управление записями»,
    • «Управление несоответствующей продукцией»,
    • «Внутренний аудит»,
    • «Корректирующие действия»,
    • «Предупреждающие действия»;
  • документами необходимыми организации для эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
  • записями.

Политика в области качества является основным документом системы. В Политике руководство организации публично определяет основные приоритеты и ценностные ориентации, которых оно будет придерживаться в отношении всех своих заинтересованных сторон (потребителей, сотрудников, поставщиков, общества и пр.).

Назначение СМК

СМК призвана обеспечить качество предоставляемых услуг и «настраивать» это качество на ожидания потребителей. При этом главная задача СМК — не контроль каждой отдельной услуги, а создание системы, которая позволит не допускать появление ошибок приводящих к плохому качеству услуг.

Внедрение СМК позволяет достичь следующего:

  • согласованности действий;
  • стабильности;
  • профессионализма;
  • снижение брака;
  • снижение потерь;
  • обеспечения качества,

в итоге доверия потребителей.

Этапы разработки, внедрения и сертификации СМК

Процесс разработки и внедрение СМК включает следующие этапы:

  1. Принятие стратегического решения высшего руководства
  2. Создание рабочей группы
  3. Обучение рабочей группы
  4. Поэтапная разработка документации
  5. Внедрение документации
  6. Проведение внутреннего аудита
  7. Корректирующие и предупреждающие действия
  8. Анализ СМК со стороны руководства
  9. Выбор органа по сертификации
  10. Проведение сертификационного аудита и выдача Сертификата ISO 9001 
  11. Проведение ежегодных наблюдательных  аудитов

 Для чего необходим сертификат?

Наличие сертификата ISO 9001 означает, что на предприятии внедрена система управления, ориентированная на удовлетворенность потребителя.

Сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2008 дает такие преимущества как:

  • возможность работать на международном рынке, так как существует и постоянно растет перечень услуг/продукции, подлежащей обязательной сертификации;
  • уверенность со стороны потребителей и других заинтересованных сторон в стабильности качества услуг/продукции;
  • участие в тендерах;
  • получение государственного / военного заказа;
  • облегчение условийполучения лицензий / разрешений;
  • привлечение инвестиций / кредитов;
  • улучшение имиджа предприятия;
  • реализация международных кредитов/инвестиций;
  • рост эффективности деятельности предприятия.